Слово "Vitrage" переводится как стекло, но это не просто стекло, это, скорее подвижная картина. На ней идет постоянная смена цветовых и световых эффектов: освещенные солнцем прозрачные цветные стекла переливаются множеством оттенков. А вечером,искусственный свет, проникая через витраж, придает новое своеобразное звучание этой прозрачной музыке цвета. Магия цветного стекла известна давно. Еще туземные племена, очарованные сверканием цветного стекляруса, меняли его на золото. А в средние века в грандиозных готических соборах доверчивые обыватели, завороженные сверкающей игрой цветного света под высокими куполами, впадали в состояние религиозного гипноза. В те времена оконные проемы храмов украшались сложным орнаментом из многоцветного стекла и составляли важную часть и без того очень насыщенного интерьера собора. В период Возрождения талантливые художники, совершенствуя технологии окраски стекла, добивались новых тонких оттенков и яркости цвета. Витражи стали живописными сюжетными картинами. И витраж перебрался в частное жилище, насыщая цветом убранство домов аристократов. Эпоха расцвета модерна стала для витража благодатным временем. Орнамент приобрел "текучесть", линии стали изгибаться, цветовая палитра усложнялась. А витражи стали использовать в качестве межкомнатных перегородок, внутренних дверей, в плафонах люстр и даже стали частью потолка, образуя как бы потолочное цветное окно. Фантазии художников не было предела. Возрождение витража в наше время, или его второе рождение ознаменовалось появлением новых его форм: декоративное панно с подсветкой на стене, ширма, подвесной потолок, колонны и светильники и др. Новые технологии позволяют моделировать из стеклянных пластин просто фантастические вещи. Стекло может быть не только плоским, ему можно придавать изогнутую форму, добавить наполнитель в виде воздушных пузырьков или цветных тонких нитей, а можно "вплести" тонкую золотую проволоку, которая будет давать дополнительные яркие блики при прохождении света. В современном витраже прекрасно сочетаются новые технологии, последние дизайнерские разработки и традиции старых мастеров, дошедшие до нас из глубины веков. Современные стеклодувы чтят традиции предков, создавая непревзойденные шедевры ручной работы. В изготовленных ими витражных пластинах стекло разных оттенков еще в расплавленном состоянии затекает одно в другое и, неравномерно остывая, создает на границе сплава неповторимый рельеф. А сами пластины можно теперь соединять прочными стальными профилями и свободно крепить к потолку, создавая подобие цветной прозрачной стены, парящей в воздухе. Использующие витраж предметы интерьера тоже приобретают новые, оригинальные формы. Например, ширму можно подвесить к потолку на прочных тросиках, при этом она будет передвигаться, служа раздвижной прозрачной перегородкой и "живой" картиной, в которой играет свет. А колонна из цветного стекла за счет использования подсветки, помимо украшения интерьера, является еще и светильником. Даже межкомнатная дверь может стать самостоятельным художественным произведением, если в нее вставлен авторский витраж, а не стандартное рифленое стекло. А если за окном у вас неприглядный вид, стоит собрать витраж с внутренней стороны стеклопакета - это и интерьер украсит, и "исправит" панораму за окном. Витраж, являясь прекрасным украшением, попадая в обстановку дома, становится и предметом функциональным: перегородки в комнате, раздвижные и стационарные, потолки, своеобразные цветные светильники и плафоны, двери шкафов и даже цветные полупрозрачные межкомнатные перегородки, заменяющие стены. Как правило, это вещи ручной работы, ценность которых как произведений искусства со временем только возрастает, не говоря уже о том, что интерьер, декорированный витражом, приобретает магическое своеобразие. Конечно, использование витража, как и всякого оригинального произведения искусства, требует определенных финансовых затрат, иногда довольно значительных. Поэтому дешевле использовать раздвижные перегородки и двери из обычного стекла или зеркал. Иногда в таких перегородках используются нетрадиционные материалы: всевозможные плетеные вставки или ткань. Технологически раздвижные двери крепятся к потолку или, если это двери шкафа, то к верхней части его корпуса. Возможен вариант крепления раздвижных дверей к полу или, соответственно, к нижней части шкафа. Современные системы крепления абсолютно исключают возможность их выпадения с направляющих, по которым они передвигаются, благодаря применению специальных зацепов. Обрамление стеклянных или зеркальных дверей и перегородок выполняется из прочного аннодированного ("метализированного") и полированного сплава нескольких цветов, а также из материала, имитирующего дерево. На стеклянную или зеркальную поверхность перегородок с помощью специальных технологий термической обработки можно нанести тонкий графический рисунок. И тогда на зеркале появится контур дерева в японском стиле или пейзаж. Основная область применения раздвижных дверей - межкомнатные двери или двери шкафов-купе. Раздвижные механизмы дверей различаются технологически, по способу крепления двери и по тому, каким образом "убирается" дверное полотно: складывается, например, гармошкой или сдвигается целиком, закрепленное в раме. В любом случае использование раздвижных дверей имеет целью экономию места, так как распашные двери требуют перед собой незанятого мебелью пространства. Перегородки внутри комнаты служат, скорее, для зонирования, чем для разделения помещений, и могут представлять собой полупрозрачные тканевые жалюзи или ту же ткань, натянутую на жесткий каркас. Как правило, такие перегородки подвешиваются к потолку и могут отодвигаться или подниматься. Это больше украшение интерьера, призванное зрительно обозначить, например, зону отдыха, чем отгородить ее от остального жилого пространства. Двери и перегородки тоже являются, помимо своего функционального назначения, средством декорирования, органично вписываясь в интерьер и украшая его.