Для валки леса, обрезки сучьев, подготовки бревен при возведении сруба, а также для пиления дров и различных садовых работ не обойтись без бензиновой цепной пилы (бензопилы). Какие же существуют пилы и на что надо обращать внимание при их выборе? Перед покупкой бензопилы следует, прежде всего, определиться, для каких целей она вам нужна. Если вы будете использовать ее время от времени, то стоит остановиться на любительском инструменте, если же пила для вас - основное средство производства, которым вы зарабатываете на жизнь, то необходим инструмент профессиональный. Последний рассчитан на ежедневную эксплуатацию, поэтому в сравнении с первым он мощнее, имеет намного больший моторесурс, у него также лучшее соотношение мощность/масса и ряд других технических показателей. Единственный "недостаток" - профессиональный инструмент значительно дороже. Оптимальный выбор для требовательного частного пользователя - полупрофессиональные пилы. От пил для коммерческого применения они отличаются только мощностью, остальные достоинства и возможности практически совпадают. Принципиальное отличие между профессиональными и бытовыми бензопилами - прежде всего, в объеме цилиндра и материалах, из которых изготовлен картер (несущая часть двигателя). Что касается объема цилиндра, то он практически не сказывается на качестве пиления, зато напрямую влияет на мощность инструмента, а соответственно, на производительность пилы. Так пилы, с объемом двигателя более 60 см3, пилят свежесрезанную древесину со скоростью 100-120 см2/с и могут работать с длинными направляющими шинами (30-40 см), так как мощности инструмента (обычно не менее 2,5-3 кВт) хватает на длинный пропил. Бензопилами с меньшим объемом цилиндра таких результатов, конечно, не добиться, да и шина их будет короче, но, с другой стороны, нужно ли это, если вам надо распилить всего 10 бревен в год? Вместе с тем небольшая пила легче и не требует специальных навыков в обращении с ней. Стоит отметить, что современные западные бензопилы весят, как правило, меньше, чем отечественные. Материал, из которого изготовлен картер, - характеристика, актуальная скорее для профессиональных пил. При коммерческой эксплуатации важно, чтобы инструмент совмещал в себе легкость и прочность, поэтому сегодня картеры для профессиональных пил выполняются из композитных материалов (например, сплава алюминия и магния). Картеры полупрофессиональных и любительских пил сделаны из упрочненного пластика. Говоря об особенностях современных бензопил, стоит отметить, что цилиндро-поршневая группа у них, как правило, имеет специальное твердое покрытие: хромовое или - в последнее время все чаще - никосиловое. Последний материал при высокой износостойкости обладает еще и пористым строением, благодаря которому удерживается смазка. В результате при запуске поршень скользит по уже смазанной поверхности, что значительно уменьшает износ двигателя и увеличивает моторесурс пилы. Другой нюанс - в двигателе по-разному может быть организована система топливных каналов, через которые смесь горючего и воздуха попадает из картера в камеру сгорания. Простой и экономичный вариант - открытые каналы, однако эффективнее закрытые каналы дугообразной формы, повышающие обороты и мощность пилы. Среди относительно новых конструктивных решений для профессиональных бензопил - центробежная система очистки воздуха, идущего в карбюратор. Суть ее в том, что вихревым потоком от маховика частицы стружки, грязь и прочий засасываемый мусор отделяются от воздуха, попадающего в воздушный фильтр. Грязный воздух, в свою очередь, по специальному каналу "уносится" на охлаждение двигателя. В итоге, во-первых, двигатель работает с большей мощностью и меньше изнашивается, а во-вторых, реже приходится чистить воздушный фильтр. Еще один момент: на профессиональных пилах устанавливаются полнопрофильные цепи (с "агрессивным" зубом), в то время как на бытовых - низкопрофильные (зуб низкий и маленький). В последнем случае увеличивается плавность хода цепи, но снижается производительность. У некоторых бытовых моделей на цепях между режущими зубьями находятся два незатачиваемых гребешка (звенья безопасности), уменьшающих отдачу. Работать такой пилой может даже человек со скромными физическими данными, но скорость пиления при этом будет невысокой. Следует добавить, что на бензопилах солидных производителей благодаря особой посадке зуба удар цепи по древесине амортизируется, тем самым ощутимо гасится вибрация. Кстати, о вибрации. Она является основной причиной болезней суставов у вальщиков леса, поэтому производители, заботящиеся о здоровье потребителей, уделяют большое внимание конструктивным мерам по снижению вибрации. Так, на многих моделях между корпусом и рукоятками находятся резиновые прокладки. Еще эффективнее, когда корпус пилы состоит из двух независимых частей: двигатель отделен от рукояток стальными пружинами или резиновыми амортизаторами. На отдельных бензопилах резиновые элементы могут располагаться также между карбюратором и двигателем. Кроме того, "тряска" уменьшается, если вес всех подвижных деталей небольшой. Система защиты пользователя от травм - еще один обязательный атрибут бензопилы. Практически на всех инструментах предусмотрен автоматический тормоз цепи: когда при отдаче направляющая шина резко подскакивает вверх, цепь мгновенно останавливается. Тормоз включается или за счет инерции, или механическим путем - благодаря особой рукоятке, расположенной таким образом, что при отдаче рука пользователя упирается в нее. На многих инструментах имеется также улавливатель цепи: он захватывает цепь при ее разрыве или соскакивании. А отдельные модели снабжены тормозом, который срабатывает, например, если вы выронили пилу или, споткнувшись, упали на нее. Выбор инструмента во многом связан с удобством работы. В случае бензопилы важно, в частности, легко ли она запускается. Современные пилы могут оснащаться декомпрессионным клапаном: без особых усилий нажимая пальцем на него, вы понижаете давление в цилиндре и при запуске стартовым шнуром почти не чувствуете сопротивления. Существуют также бензопилы с подогревом рукояток, так что даже в сильный мороз можно работать не в толстых рукавицах, а в тонких удобных перчатках. Для обеспечения работы любой бензопилы используется двухтактный карбюраторный двигатель, оснащенный двумя баками - один для топливной смеси, другой для заливки масла, смазывающего цепь. Объем масляного бака, как правило, в 1,5-2 раза меньше топливного. Такое соотношение объемов ведет к тому, что масло для смазки цепи и топливная смесь заканчиваются приблизительно одновременно, что удобно в эксплуатации. При работе с российскими бензопилами используется 76-й бензин и обычные масла для двухтактных двигателей (мотоциклетные), которые добавляются в бензин в количестве 4% или 1/25. Зарубежные модели требуют применения бензина с более высоким октановым числом (92, 95) и маслами от фирм-производителей, при этом пропорция топливной смеси составляет приблизительно 1/40. Для смазки пильной цепи во всех моделях бытовых и профессиональных бензопил можно использовать обычные "жигулевские масла". В заключение следует отметить, что после покупки бензопилы ее следует обязательно обкатать в течение часа (40-50 минут) на малых оборотах, затем заглушить мотор и дополнительно проверить натяжение цепи. Далее произвести несколько пробных пропилов, прилагая слабые усилия и лишь после этого приступать к основной работе. При установке новой цепи также следует в течение нескольких минут производить обкатку цепи. Делается это для того, чтобы "звездочка", шина и цепь хорошо разогрелись, и масло могло попасть на все смазываемые части пильной гарнитуры. Компания Интерскол - лидер в разработке, производстве и продаже электро- и бензоинструмента в России - предлагает его широкий ассортимент с лучшим соотношением цены и качества на отечественном рынке. Бензиновые цепные пилы этой фирмы представлены моделями: ПЦБ-14/35Л и ПЦБ-16/38Л (рис.1,2) Обе бензопилы имеют встроенный бензиновый двухтактный одноцилиндровый двигатель внутреннего сгорания, работающий на топливе из смеси бензина марки АИ-92 и масла для двухтактных двигателей. Двигатель оснащен мембранным карбюратором фирмы WALBRO (Япония) и электронной системой зажигания, автоматическим тормозом цепи (ручным и инерционным). Для виброзащиты оператора передняя и задняя рукоятки отделены от двигателя двумя резиновыми втулками и тремя пружинами, обеспечивающими эффективное снижение уровня вибрации. Предназначены для пиления древесины при выполнении работ в приусадебном хозяйстве и частном домовладении, а также садовых и лесохозяйственных работ (валки деревьев, обрезки сучьев). Ориентированы на пользователей любого уровня подготовленности. Бензопила ПЦБ-16/38Л в отличие от ПЦБ-14/35Л - легкая, удобная модель полупрофессионального класса для интенсивного использования, оснащенная более мощным двигателем. По материалам журнала "Строительные материалы. Где их можно приобрести".